Марта Дзюба Перейти до переліку статей номеру 2011:#2
КДБ про Параджанова. Документи із розсекреченого архіву КДБ УРСР


У загальному відділі ЦК КП України документ датовано 24 грудня 1973 року.

Совершенно секретно

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ПАРТИИ УКРАИНЫ

товарищу ЩЕРБИЦКОМУ В. В.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Оперативным путем в ноябре 1973 года зафиксирована частная беседа кинорежиссера ПАРАДЖАНОВА С.И. с одним из своих знакомых (последний устанавливается), в процессе которой ПАРАДЖАНОВ заявил:

«Мой сын занимается в 92 школе, где учатся дети украинских националистов: внук БАЖАНА, туда водит дочку Марта ДЗЮБА за 6 километров... Это развращенная школа, я боюсь, что в ней происходят страшные вещи».

Нами проведено изучение обстановки в указанной школе, результаты которого отражена в прилагаемой справке,

ПРИЛОЖЕНИЕ: справка на 3 листах № 10031

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР

В. ФЕДОРЧУК

С е к р е т н о

С П Р А В КА

В городе Киеве по улице Ленина, II размещена украинская средняя школа № 92 им. И. Франко. В здании школы с 1871 по 1920 гг. функционировала т.н. «Коллегия Павла Галагана», основанная в 1871 году Г. Галаганом, богатым помещиком, одним из руководителей либерально-буржуазного движения на Украине, издателем сборника «Южно русские песни с голосами».

В «Коллегии» хорошо было поставлено преподавание гуманитарных дисциплин с либерально-буржуазной ориентацией. В свое время в этом учебном заведении занимались такие деятели науки и культуры, как В.И. ЛИПСКИЙ, А.Ю. КРЫМСКИЙ, Д.М. ПЕТРУШЕВСКИЙ и другие, в 1885 и 1886 гг. в «Коллегии» бывал И.Я. ФРАНКО. В 1920 «Коллегия» преобразована в трудовую школу. (Данные о «Коллегии П. Галагана» взяты из «Украинской советской энциклопедии»).

В 1946 г. это здание, разрушенное во время Великой Отечественной войны, было восстановлено и предоставлено 92 средней школе. Согласно решению РайОНО сделать эту школу образцово-показательной с украинско-английским языком преподавания, она была укомплектована хорошо подготовленными учителями-филологами. Постепенно школа приобрела репутацию одного из лучших средних учебных заведений, в связи с чем многие киевляне стремились определить своих детей на учебу именно в эту школу, независимо от места их жительства.

Со временем сложился своеобразный контингент учащихся. Значительное количество учеников 92 школы – это дети поэтов, писателей, художников, преподавателей вузов и других представителей интелигенции Киева. Прослойка учеников из семей рабочих незначительная.

Указанную школу окончили дети писателей ГОНЧАРА, В0Р0НЬК0, ХОРУНЖЕГ0, КРАВЧЕНКО, БЕРЕЖНОГО и ряда других. В настоящее время обучаются дочери ПАВЛЫЧКО – Соломия и Роксолана, сын СТЕЛЬМАХА – Дмитрий, сын кинорежиссера ПАРАДЖАНОВА – Сурен, сын З. ФРАНКО – РАЧКОВСКИЙ Андрей, дочь И. ДЗЮБЫ – Елена, внук поэта БАЖАНА, внук Д. ШЕЛЕСТА – Дмитрий ШЕЛЕСТ и другие.

Исходя из своих наблюдений, один из учителей, работавший в 92 школе в 1970–1971 гг., отметил ранний интерес детей к политическим вопросам, подчеркнув, что этот интерес носит характер взрослой ориентации. Их мнения зачастую отражают настроения родителей. А подтверждение этого он указал на сына осужденного в 1973 году за антисоветскую деятельность СВЕРСТЮКА. По словам преподавателей школы, этот ученик допускал националистические суждения.

В школе любят подчеркивать особую роль в развитии украинской литературы писателей и поэтов, дети которых здесь учились или учатся. В результате этого у них подчас появляются элементы зазнайства, кичливости и т.п. Как правило, большинство выпускников школы поступает в вузы, в т.ч. и благодаря связям родителей.

Преподавательский коллектив школы состоит из 32 учителей.

Приступив к работе в 92 школе, упомянутый выше учитель столкнулся с низким уровнем преподавания естественных дисциплин и слабыми знаниями учащихся по этим предметам. Попытки исправить такое положение встречали сопротивление как со стороны учеников, так и со стороны их родителей (сетование на большой объем домашних заданий, непомерную требовательность).

С другой стороны, преподавание украинского языка и литературы, английского языка выходит за рамки учебных программ. Детям с раннего возраста, как выразился тот же учитель, прививается гипертрофированная любовь к украинскому языку и литературе. Преподаватели – КАСИЧ-ПИЛИПЕНКО Екатерина Евсеевна и ПАЛАМАРЧУК Матрена Федосьевна считаются признанными специалистами своего дела, большими знатоками украинской литературы, культуры и истории. Они увлеченно и интересно рассказывают об украинских писателях, поэтах, музыкантах. Много внимания уделяют внеклассной работе, ставят пьесы, устраивают концерты, организуют встречи с представителями творческой интеллигенции. КАСИЧ-ПИЛИПЕНКО Е.Е., заботясь о чистоте украинского языка, неоднократно упрекала других преподавателей школы за их «русизмы».

Директор школы МАЛЕВАНЫЙ Юрий Иванович, член КПСС, депутат Ленинского райсовета депутатов трудящихся, по профессии математик. В коллективе учителей характеризуется как слабовольный человек, много времени уделяет написанию кандидатской диссертации, недостаточно вникает в учебный процесс.

По мнению заведующего Ленинским РайОНО г. Киева ФЕДОРЧЕНКО Н.И. в настоящее время 92 средняя школа не отвечает современным требованиям обучения детей (старое здание, нет необходимой базы для занятий). В связи с этим он намерен в 1974 году ходатайствовать перед вышестоящими организациями о закрытии этой школы.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КГБ ПРИ СМ

УКРАИНСКОЙ С С Р

(А. ЦВЕТКОВ)

P.S. автора публікації. Після двох пожеж 92-у школу було закрито і розформовано.

22 декабря 1973 года

№ 5/3/10031

У загальному відділі ЦК КП України документ датовано 16 липня 1974 р.

Совершенно секретно

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ПАРТИИ УКРАИНЫ

товарищу ЩЕРБИЦКОМУ В.В.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

КГБ при СМ УССР располагает оперативными материалами о том, что отдельные работники киностудий им. Довженко и хроникально-документальных фильмов, будучи антисоветски, националистически настроенными, клевещут на советскую действительность, выступают против соблюдения принципа партийности в киноискусстве, восхваляют западный образ жизни, распространяют среди своего окружения антисоветскую, националистическую и иную идейно вредную литературу.

Некоторые из них пытаются использовать свое служебное положение в целях распространения клеветнических измышлений о якобы проводимой на Украине политики насильственной «русификации», «ущемления» национальной гордости, надеясь таким образом возбудить у политически незрелых лиц чувство так называемого «национального самосознания», толкнуть их на путь атисоветской деятельности.

Так режисер студии хроникально-документальных фильмов СНЕГИРЕВ Гелий Иванович, 1927 года рождения, уроженец гор. Харькова, русский, член СПУ, беспартийный, находясь под влиянием антисоветски настроенных лиц – писателя Некрасова В.П. и бывшего старшего научного сотрудника Института физической химии АН УССР Гольденфельда Н.Б., допускает клеветнические измышления о советском государственном и общественном строе, высказывается в поддержку антисоветской деятельности СОЛЖЕНИЦЫНА.

18 января 1974 г. Снегирев явился на квартиру НЕКРАСОВА во времяя проведенияя обыска. Учитывая это обстоятельство, а также то, что СНИГЕРЕВ мог хранить у себя на квартире клеветнические документы, полученые от НЕКРАСОВА, в тот же день с санкции Прокурора УССР по месту его жительства был произведен обыск, в процессе которого были изъяты текст «Письма А. СОЛЖЕНИЦЫНА 4 съезду писателей СССР» идейно вредного содержания и текст «Открытого письма СТАЛИНУ» Ф. РАСКОЛЬНИКОВА тенденциозного содержания. При этом также были изъяты рукописи СНЕГИРЕВА «Секретарь обкома» и «Автопортрет-56», в которых автор выражает отрицательное отношение к якобы чрезмерному прославлению КПСС в литературе и искусстве, допускает тенденциозные высказывания по поводу партийных лозунгов, с клеветнических позиций освещает некоторые стороны советской действительности.

СНЕГИРЕВ намеревался изготовить «письмо-протест» по поводу проведенного у НЕКРАСОВА обыска и осуществить под ним сбор подписей представителей творческой интеллигенции г. Киева, однако в результате принятых нами мер он от этого намерения отказался.

В марте 1974 г. СНЕГИРЕВ за действия, несовместимые с высоким званием коммуниста, исключен из членов КПСС.

Нами проводятся мероприятия по отрыве СНЕГИРЕВА из-под враждебного влияния со стороны НЕКРАСОВА и других антисоветски настроенных лиц.

Управлением КГБ при СМ УССР по Киевской области проверяется режисер- постановщик той же киностудии САВЕЛЬЕВ Владимир Алексеевич, 1937 года рождения, русский, член КПСС, который среди своего окружения высказывается против принципа партийности в искусстве, отрицательно отзывается о советской действительности, заявляет, что поставлен в такие условия, которые «вынуждают заниматься откровенной халтурой в угоду партийным деятелям».

Как близкая связь В. НЕКРАСОВА органами КГБ проверяется режисер-постановщик киностудии им. Довженко ОСЫКА Леонид Михайлович, 1940 года рождения, уроженец г. Киева, беспартийный, который допускает идейно вредные высказывания по вопросам развитияя советского киноискусства, отрицательно отзывается о советской действительности. В начальном периоде своей творческой деятельности ОСЫКА примыкал к так называемому «молодому авангарду украинского кино», творческим кредо которых было – «делать фильмы только для людей, понимающих настоящее искусство», в результате чего такие фильмы, как правило, отличались низким идейным уровнем и формализмом.

В апреле 1974 года ОСЫКА совместно с НЕКРАСОВЫМ был задержан в нетрезвом состоянии в общественном месте и помещен в вытрезвитель.

Артист киностудии им. Довженко НИКОЛАЙЧУК Иван Васильевич, 1941 года рождения, беспартийный, в 1969–1972 гг. отрицательно отзывался о советской действительности, утверждал, что на Украине происходит процесс «русыфикации». Возмущаясь критикой кинофильма «Білий птах з чорною ознакою», имевшей место в выступлениях делегатов на 24 съезде КП Украины, НИКОЛАЙЧУК заявил, что выступавшие «проявили свою некомпетентность в вопросах кино» и «показали себя чиновниками, готовыми все искалечить». «Поэтому, – утверждал он, – на Украине нет искусства и творческие работники не имеют права сказать то, о чем думают».

НИКОЛАЙЧУК взят на проверку.

Бывший редактор сценарного отдела киностудии им. Довженко ВЕРЕЩАК Ярослав Николаевич, 1938 года рождения, украинец, беспартийный, ныне без определенных занятий, сосылаясь на антисоветский трактат ДЗЮБЫ «Интернационализм или русификация?», в кругу сослуживцев допускал националистические суждения и заявил, что «идеи национализма пронесет через всю свою жизнь».

В 1972 с ВЕРЕЩАКОМ проводилась профилактическая беседа в органах КГБ, в ходе которой он вел себя неискренне. В настоящее время ВЕРЕЩАК поддерживает контакты с рядом националистически настроенных лиц в городах Киеве и Львове.

Поведение ВЕРЕЩАКА контролируется.

Режиссер украинской студии хроникально-документальных фильмов ТКАЧЕНКО Юрий Анатольевич, 1935 года рождения, уроженец г. Запорожья, украинец, беспартийный, прибыв на работу в г. Киев после окончания Всесоюзного государственного института кинематографии, установил контакты со СВЕТЛИЧНЫМ И., ДЗЮБОЙ И., СВЕТЛИЧНОЙ Н. и другими националистически настроенными лицами. В 1964–1971 гг. принимал участие в различного рода сборищах националистических элементов, хранил и распространял материалы враждебного содержания.

После ареста за антисоветскую деятельность СВЕТЛИЧНОГО, ТКАЧЕНКО рекомендовал нашему источнику «сидеть тихо и собирать вокруг себя единомышленников», говорил, что при создавшейся ситуации «самое главное переждать, чтобы сохранить побольше нужных нам людей».

Используя свое положение кинооператора и кинорежиссера, ТКАЧЕНКО осуществляет съемки фильмов, сюжетная и изобразительная основа которых рассчитана на возбуждение у политически незрелых лиц чувства так называемого « национального самосознания».

Так, в декабре 1971 г. он заснял выполненное художником ПЛАКСИЕМ Б.И. на стенах кафе «Хрещатый яр» панно, состоящее из композиции портретов так называемых «шестидесятников»: ЧЕРНОВОЛА, СТУСА, ХОЛОДНОГО, ЗАЛИВАХИ и других. В последующий период, когда панно было переделано, Ткаченко из отснятых раннее кадров смонтировал цветной хроникальный фильм, предназначался он (для?) показа в узком кругу националистически настроенных связей.

Совместно с режиссерами СТОРОЖЕНКО В.Г. и ШУДРОЙ Н.П. Ткаченко принимал участие в создании ряда хроникальных фильмов: «Україно, пісне моя», «Артем Ведель», «Долаючи земне тяжіння», «Українська книга», «Українське весілля» и др.

По утверждению самого ТКАЧЕНКО, их «творческая группа» стремилась развить в этих фильмах тезис «о ведущей роли украинского народа» в различных сферах культуры, науки и техники.

В беседе со своей близкой связью Ткаченко заявил: «На документальных материалах я показываю людям, что москали до конца Украину еще не задушили». При этом он отметил, что делает фильмы так, чтобы за границей «могли уловить именно эту основную направленность».

Среди окружения ТКАЧЕНКО не скрывает своего преклонения перед капиталистическим образом жизни, посещает церковь, во время богослужений молится, воспитывает своих детей в религиозном духе.

По оперативным данным, ТКАЧЕНКО располагает значительным количеством идейно вредной литературы, в том числе книгами ГРУШЕВСКОГО, ДОНЦОВА, ДОРОШЕНКО и других идеологов украинского буржуазного национализма.

В отношении ТКАЧЕНКО приняты меры к более тщательной его проверке, обнаружению отснятых им фильмов политически вредного содержания и возможно имеющейся у него националистической и другой антисоветской литературы.

Докладываем в порядке информации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР В. ФЕДОРЧУК

5 марта 1975 г.

Совершенно секретно

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ПАРТИИ УКРАИНЫ

ТОВАРИЩУ ЩЕРБИЦКОМУ В. В.

Лично

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

В КГБ при СМ УССР поступили данные о том, что бывший режиссер киностудии им. Довженко ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович, 1924 года рождения, уроженец г. Тбилиси, армянин, осужденный 24 апреля 1974 года Киевским областным судом к 5 годам лишения свободы за преступления, предусмотренные ст.ст. 122, 211 УК УССР (мужеложство, изготовление, сбыт и распространение порнографических предметов), направил в Президиум Верховного Совета УССР заявление о помиловании, высказывает намерение обратиться по этому вопросу с письмом к Первому секретарю ЦК КП Украины.

Будучи режиссером и постановщиком фильмов, ПАРАДЖАНОВ приобрел некоторую известность в стране и за рубежом после выхода кинокартины «Тени забытых предков». В последующий период в его творчестве все более отчетливо проявлялись элементы пессимизма и безыдейности, выражавшиеся в погоне за внешне «оригинальными» формами показа материала, положенного в основу кино произведений. Критику в свой адрес воспринимал болезненно, заявлял среди окружения, что ему не дают возможности «раскрыться до конца», подвергают «гонениям».

Как лицо, настроенное враждебно по отношению к советской действительности, ПАРАДЖАНОВ оказался в поле зрения органов государственной безопасности еще в 50-х годах. С его стороны фиксировались клеветнические суждения о «зажиме свободы созидания» в нашей стране, о «партзаказах» в искусстве.

На протяжении ряда лет ПАРАДЖАНОВ оказывал отрицательное воздействие на молодых творческих работников, призывая их «вырыть могилу соцреализму» и «изгнать красных комиссаров из кино».

При встрече с кинодеятелями ФРГ в 1967 году утверждал, что в Советском Союзе на культурном поприще якобы осуществляется политика фашизма, которая постоянно довлеет над ним и ему подобными, заявлял о том, что, выехав за границу, он не возвратился бы в СССР.

Спустя три года в адресованном издательству «Советская энциклопедия» письме указал: «Сообщите вашим читателям, что я умер из-за геноцидной политики Советской власти».

В последнее время вокруг ПАРАДЖАНОВА группировались различные враждебные и антиобщественные элементы. Наряду с этим он поддерживал контакты с экстремистски настроенными националистами, в том числе с И. ДЗЮБ0Й, Е. СВЕРСТЮКОМ, И. СВЕТЛИЧНЫМ, Н. ХОЛОДНЫМ и другими, которые использовали премьеру его фильма «Тени забытых предков» для открытых антисоветских проявлений.

После привлечения указанных лиц в 1972–1973 годах к уголовной ответственности за антисоветскую националистическую деятельность ПАРАДЖАНОВ вынашивал намерение организовать кампанию «массового протеста», поддерживал материально семью И. ДЗЮБЫ.

Враждебные действия ПАРАДЖАНОВА были пресечены в декабре 1973 года органами прокуратуры с использованием наших материалов о его аморальном образе жизни и участии в спекулятивных сделках.

Арест ПАРАДЖАНОВА вызвал различные домыслы и кривотолки о том, что он был взят под страду якобы за отказ подписать заявление группы советских украинских деятелей искусств в связи с антиобщественной деятельностью САХАРОВА и С0ЛЖЕНИЦИНА. В известной степени появлению таких слухов способствовала буржуазная радиопропаганда, обьявившая о создании в Италии так называемого «Комитета в защиту ПАРАДЖАНОВА».

С целью компрометации зарубежных антисоветских идеологических центров и предупреждения дальнейшего распространения тенденциозных слухов в июне 1974 года через возможности КГБ при СМ СССР к сведению иностранных журналистов, аккредитованных в Москве, была доведена опубликованная в газете «Вечерний Киев» статья «Именем закона», в которой указывалось, что ПАРАДЖАНОВ разрушил семью, стал на путь половой распущенности, превратил свою квартиру в притон разврата.

В результате этих мер советская и международная общественность получила возможность по достоинству оценить подлинное лицо ПАРАДЖАНОВА и тех, кто собирался выступать в его защиту.

Находясь в местах заключения / ИТУ ИВ-301/39 пос. Губник Винницкой области/, ПАРАДЖАНОВ первоначально высказывал намерение покончить жизнь самоубийством, однако впоследствии подобных настроений с его стороны не отмечалось.

В конце 1974 года получил письмо от киноактрисы Т. МАКАРОВОЙ, в котором она рекомендовала обратиться с просьбой о помощи к ее мужу кинорежиссеру С. ГЕРАСИМОВУ. По добытым в январе 1975 года оперативным данным, ГЕРАСИМОВ вместе с БОНДАРЧУКОМ якобы возбудили перед инстанциями ходатайство о его досрочном освобождении.

В беседе с заместителем начальника ИТУ по режиму ПАРАДЖАНОВ утверждал, что отбывает наказание за то, что его кинокартина «Тени забытых предков» взята на вооружение закордонными и местными националистами, а органы власти посчитали, что он «является их идеологом». Высказал опасение, что если последует совету МАКАРОВОЙ, то это будет «немедленно использовано в прессе как доказательство признания им вины». В случае положительного решения вопроса о его помиловании он «навсегда уедет в Армению».

Докладываем в порядке информации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР

В.ФЕДОРЧУК

У загальному відділы ЦК КП України документ датовано 25 червня 1975 р.

Совершенно секретно

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ПАРТИИ УКРАИНЫ

товарищу ЩЕРБИЦКОМУ В. В.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

КГБ при СМ УССР № 1195 от 17 февраля 1975 года докладывались материалы в отношении ПАРАДЖАНОВА С.И. – бывшего режиссера киностудии им. Довженко, осужденного по ст.ст. 122, 211 УК УССР сроком на 5 лет.

По данным оперативных источников, ПАРАДЖАНОВ, находясь в местах заключения, среди осужденных продолжает допускать идейно вредные и клеветнические измышления о советской действительности.

Так, в беседе с одним из осужденных ПАРАДЖАНОВ заявил: «...вот мне за мои фильмы в г. Чикаго поставили бронзовый бюст (КГБ при СМ УССР об этом не известно), меня признала Америка, а хохлы не хотят признавать, ... если бы я в своих фильмах показывал сплошные кукурузные поля и на них главными героями сделали бы председателей и партком, вот тогда Первый секретарь ЦК КПУ дал бы мне Золотую звезду».

ПАРАДЖАНОВ считает, что его оклеветали и заявляет, что после освобождения уедет с Украины, но все равно при возможности будет в своих фильмах воспевать Украину, «...воспитывать народ так, как воспитывали М. КОЦЮБИНСКИЙ, Л. УКРАИНКА...»

Находясь в местах заключения, ПАРАДЖАНОВ получил от И. ДЗЮБЫ бандероль с книгой «Екатерина Белокур». Во время пребывания ДЗЮБЫ в заключении ПАРАДЖАНОВ в свою очередь направлял ему продуктовые передачи. Одновременно в адрес ПАРАДЖАНОВА проследовал документ от его сестры – АБРАМОВОЙ Рузанны Иосифовны из г. Калининграда Московской области, в котором последняя сообщает, что в апреле с.г. она была в Верховном суде СССР у СМИРНОВА, где якобы знакомилась с проектом решения о пересмотре его дела.

Зарубежная печать продолжает использовать арест ПАРАДЖАНОВА в антисоветской пропаганде. Особенно активно выступает за освобождение ПАРАДЖАНОВА журнал «Багин» – печатный орган армянской националистической партии в г. Бейруте (Ливан), который преподносит его как крупного специалиста в области кинематографии и призывает культурные Организации Армении принять непосредственное участие в его освобождении.

Докладываем в порядке информации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ УКРАИНСКОЙ ССР

В. ФЕДОРЧУК


Корисні статті для Вас:
 
КДБ про Параджанова. Документи із розсекреченого архіву КДБ УРСР2011-03-03
 
Лист Міністру культури і відповідь Міністерства2018-01-01
 
Біографія як видовище2018-01-01
 

 

 

Перейти до переліку статей номеру 2011:#2

                        © copyright 2024