Роман Росляк Перейти до переліку статей номеру 2020:#6
Донесення агента «Чорний» про зйомки фільму «Щорс»


АГЕНТУРНО

[«Черный»]14

20.VІІІ-1938 г.

Принял: нач[альник] 4-го отделения ІV отдела ПРОСКУРЯКОВ

С кинорежиссером А. П. ДОВЖЕНКО я познакомился в конце 1928 года. Познакомил меня один из его многочисленных прихлебателей ЗАГОРСКИЙ Б. Г.15, арестованный несколько месяцев тому назад.

Мы сразу же довольно близко сошлись с ДОВЖЕНКО, причем я обратил внимание на то, что ДОВЖЕНКО сравнительно мало связан с кинематографическими кругами, а тяготеет больше к писателям – наиболее близок он был с Н. П. БАЖАНОМ[16] (с которым связан тесной дружбой и поныне), Д. Н. ФАЛЬКОВСКИМ[17], Г. ШКУРУПИЕМ[18] и другими.

В декабре 1928 года мне пришлось поехать вместе с ДОВЖЕНКО в Харьков. В четырехместном купе мягкого вагона ехали: ЛЮБЧЕНКО П. П.[19] – тогда один из секретарей ЦК КП(б)У, ДОВЖЕНКО, СОЛНЦЕВА и я.

Содержание разговора я точно не помню, т. к. никакие значительные темы не затрагивались, но ДОВЖЕНКО сказал мне потом, что «ми з Панасом – старі знайомі».

После «Земли» ДОВЖЕНКО уехал за границу; по возвращении из командировки (ездили ДОВЖЕНКО, СОЛНЦЕВА, ДЕМУЦКИЙ[20] и ОРЕЛОВИЧ[21], которого, несмотря на внешнюю приязнь, ДОВЖЕНКО терпеть не мог и считал его фальшивым человеком и позером) он приступил к работе над «Иваном».

Осваивая советскую звукосъемочную аппаратуру, ДОВЖЕНКО все время нервничал, говорил, что по существу первый звуковой фильм его следовало сделать за границей (предложения он получал от нескольких фирм).

Кроме того, руководство [Киевской] кинофабрики (КОСЯЧНЫЙ[22], ОРЕЛОВИЧ) не могло обеспечить идеологически четких установок: постоянно вносились какие-то изменения, новые эпизоды, словом, была величайшая путаница, осложнявшаяся спешкой.

Затем появились дифирамбические статьи, потом – резко отрицательные.

Вскоре после этого ДОВЖЕНКО, необычайно болезненно переживавший все это, покинул Украину и приступил к работе над «Аэроградом».

Последовавшее затем награждение орденом ЛЕНИНА, встречи и беседы с тов. СТАЛИНЫМ, – все это произвело сильнейшее впечатление на ДОВЖЕНКО и заставило его пересмотреть многое в своем мировоззрении и, по его собственным словам, в отношении к искусству (ДОВЖЕНКО до «Щорса» сильно тяготел к формам и приемам германского экспрессионизма послевоенного периода, в частности, находясь под влиянием Кайзера[23], Эдшмидта[24], Мейринка[25] и др.).

За работу над «Щорсом» ДОВЖЕНКО принялся с величайшим подъемом, который вскоре, по окончании сценария, сменился приступами раздражения и жалобами в прессе на помехи в работе (Шумяцкий[26] продержал у себя сценарий два месяца[27]).

Приступив после волокиты со сценарием к съемкам, ДОВЖЕНКО перессорился почти со всей группой, сменил оператора, нескольких ассистентов и пом[ощников] режиссеров[28] и, наконец, очутился перед необходимостью коренной переработки сценария в связи с тем, что в его последнем варианте ДУБОВОЙ[29] был показан в виде лучшего друга, приемника и помощника Щорса, умершего у него на руках.

Тогда ДОВЖЕНКО принялся за очередную переработку, но к своему ужасу, увидел, что Дубовой, изображаемый им предателем и убийцей Щорса, перерастает в грандиозную демоническую фигуру.

ДОВЖЕНКО много говорил со мной о мучительных колебаниях и о том, что прежние образы и приемы начинают тяготеть над ним. Так, напр[имер], конец фильма рисовался ему в таком виде: общие планы битвы, отдельные кадры, наконец, все заволакивает дымом и появляется крупный план лица Щорса со светящимися глазами, который приближается все больше и больше и, наконец, говорит в зал: «И в этом бою я был убит».

ДОВЖЕНКО понял, конечно, что это рецидив экспрессионистской мистики, и отказался от этого конца, не представив его даже на утверждение репертуарных инстанций, но последние варианты сценария ему, по его словам, не удавались.

За последние два года у ДОВЖЕНКО развилась сердечная болезнь, которую врачи считают неизлечимой (судя по характеру припадков, это грудная жаба).

ДОВЖЕНКО работает сейчас с трудом и неоднократно переделывает и переснимает материал.

Он производит впечатление совершенно издерганного, измученного человека, стоящего на грани душевной болезни.

По плану «Щорс» должен быть окончен в октябре, но никто, в том числе и сам ДОВЖЕНКО, не верит в этот срок.

ДОВЖЕНКО, правда, говорил мне (я виделся с ним последний раз на заседании Шевченковского комитета), что постарается сдать фильм к концу года, но я знаю, что он всегда недооценивает процесс тонировки, которая не начнется раньше октября.

14 августа ДОВЖЕНКО заезжал за мной, чтобы поехать вместе кататься на машине, но не застал меня. Моя жена и БАЖАН поехали с ним и отметили его подавленное настроение. «Если Сашко не отдохнет, то сойдет с ума», – сказал БАЖАН.

17 августа ДОВЖЕНКО должен был быть у меня, но поехал на охоту – это его новое увлечение. На днях я увижусь с ним.

ВЕРНО:

Резолюції на титульній сторінці: синім олівцем: «К д[елу]-ф[ормуляру] Довженко. Тов. Измайлов. Срочно подготовить к отправке наркому и в ІV отдел. 27/VІІІ-38 г.»; угорі ліворуч зеленим олівцем: «Т[ов.] Яралянц. Пошлите т. Ежову. 27/8», «Подготовьте себе [нерозбірливо] для агентурных донесений; форма у Гречухина», внизу ліворуч чорним олівцем: «Т[ов.] Проскурякову».[30]

ГДА СБ України, ф. 65, спр. С-836, т. 1, ч. ІІ, арк. 197-201. Засвідчена копія. Машинопис.

Опубл. частково: Попик В. Під софітами секретних служб знаходився упродовж всього життя Олександр Довженко. Документи з папки-формуляра на О. П. Довженка // З архівів ВУЧК‒ГПУ‒НКВД‒КГБ. – 1995. – № 1/2. – С. 258‒259. 

  1. Бажан Микола Платонович (1904–1983) – український поет, перекладач, сценарист, критик, громадський і державний діяч.
  2. Фальківський (справж. Левчук) Дмитро Никанорович (1898–1934) ‒ український поет, прозаїк, сценарист. Жертва сталінських репресій.
  3. Шкурупій Ґео (справж. Георгій (Юрій) Данилович) (1903–1937) – український письменник. Жертва сталінських репресій.
  4. Любченко Панас Петрович (1897–1937) – радянський партійний і державний діяч; з 1934 р. – голова Раднаркому УСРР. Покінчив життя самогубством.
  5. Демуцький Данило Порфирович (1893–1954) – український оператор, фотограф. Зняв фільми О. Довженка «Ягідки кохання», «Арсенал», «Земля», «Іван». Репресований.
  6. Орелович Соломон Лазаревич (1902–1937) – організатор кіновиробництва, співробітник радянських органів державної безпеки. У різні роки очолював Ялтинську, Одеську, Московську кінофабрики, Київську кіностудію. Розстріляний.
  7. Косячний Петро Максимович (1898–1937) – український державний діяч, організатор кіновиробництва. Розстріляний.
  8. Кайзер Георг (1878–1945) – німецький письменник-експресіоніст.
  9. Едшмідт Казимир (1890–1966) – німецький письменник-експресіоніст.
  10. Мейрінк (Майрінк) Густав (1868–1932) – австрійський письменник-експресіоніст.
  11. Шумяцький Борис Захарович (1886–938) – радянський державний діяч, організатор кіновиробництва. У 1930–1938 рр. очолював радянську кінематографію. Розстріляний.
  12. Б. Шумяцький у такий спосіб, очевидно, намагався уникнути відповідальності і помилок за фільм, створення якого ініціював сам Й. Сталін. А тому всіляко відтягував затвердження сценарію. У розмові з Довженком він прямо про це й заявив: мовляв, сценарій замовляв товариш Сталін, тож нехай він його й оцінює. Зрештою, Сталін таки прочитав сценарій і дав О. Довженкові вказівки щодо внесення відповідних змін.
  13. Ідеться, зокрема, про асистента режисера Г. Затворницького, який обробляв російський варіант сценарію «Щорс». М. Бажан з цього приводу зазначав, що «Г. ЗАТВОРНИЦЬКИЙ не міг стати, за характеристикою О. ДОВЖЕНКА, справді цінним співробітником, сам був невдоволений і дуже перебільшував свою ролю в справі створення сценарія для “ЩОРСА”, а це і було причиною того, що ДОВЖЕНКО без особливого жалю виключив його зі складу своєї групи» (ГДА СБ України, ф. 6, спр. 31325 фп, т. 2, арк. 28).
  14. Дубовий Іван Наумович (1896–1938) – радянський військовий діяч; з 1935 р. – командувач військ Харківського військового округу. Розстріляний.
  15. 3 вересня 1938 р. начальник 4-го відділу НКВС УРСР Яралянц надіслав начальнику 4-го відділу 1-го Управління НКВС СРСР Журбенкові листа такого змісту: «Направляю агентурное донесение “ЧЕРНОГО” о продолжающихся неполадках в киносъемке фильма “Щорс” и упаднических настроениях кинорежиссера ДОВЖЕНКО» (ГДА СБ України, ф. 65, спр. С-836, т. 1, ч. ІІ, арк. 196). Того ж дня (в оригіналі помилково подано 3 серпня. – Р. Р.) нарком внутрішніх справ УРСР О. І. Успенський написав аналог


Корисні статті для Вас:
 
«Довженко производит впечатление совершенно издерганного, измученного2020-12-11
 
«Довженко – человек, говорящий все, что думает, и не способный на к2020-07-11
 
Коли і де народилося рухоме зображення? До 125-річчя кіно2020-07-11
 

 

 

Перейти до переліку статей номеру 2020:#6

                        © copyright 2022